Взаимные обязанности обучающихся и педагогов в контексте образовательного процесса. Ответственность обучающихся за совершение противоправных действий.

Правовой статус обучающегося и педагога складывается из взаимных прав и обязанностей, возникающих в учебном процессе, а также комплекса социальных гарантий. Одним из наиболее важных элементов правового статуса указанных категорий лиц является предусмотренная законом и локальными актами совокупность обязанностей.

К основным обязанностям обучающихся, Федеральный закон от 29.12.2012               № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) относит:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Кроме того, законом об образовании, иными федеральными законами, а также договором об образовании на обучающихся могут быть возложены и иные обязанности.

В свою очередь на педагогов образовательного учреждения также возложен ряд обязанностей, среди которых (ст. 48 закона об образовании):

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

В акте рекомендательного характера — Модельном кодексе профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрено, что педагогическим работникам следует быть образцом безупречной репутации (п. 9), своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (п. 10), при выполнении трудовых обязанностей не допускать грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений (п. 11), не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений оскорбительных выражений или реплик (п. 13) (Письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148).

В контексте взаимодействия обучающихся и учителей, важную роль играет обязанность обучающихся уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также схожая по своему содержанию обязанность педагогов — соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Указанная обязанность, как правило, дополнительно закрепляется в уставах общеобразовательных организаций и (или) иных локальных актах образовательного учреждения.

Данные обязанности во многом отсылают к морально этическим правилам и нормам поведения, в связи с чем, участникам образовательного процесса важно помнить, что нравственные и этические нормы – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, справедливости, достоинстве и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности людей и их объединений.

За неисполнение обязанностей, возложенных на несовершеннолетних уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 3 ст. 43 закона об образовании). Аналогичные меры дисциплинарного взыскания закреплены и в Приказе Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».

Кроме того, ответственность за действия несовершеннолетних обучающихся могут нести их родители/законные представители. Так, в соответствии со ст. 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

В силу ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

При этом, в судебной практике имеют место случаи, обращения сотрудников образовательных организаций в суд с исковыми требованиями к родителям/законным представителям несовершеннолетних, о компенсации морального вреда, причиненного оскорбительными, аморальными действиями последних. Оскорбление может быть нанесено не только устно или письменно, в т.ч. в интернет-публикациях, сообщениях, но и выражено действием, например пощечиной, плевком, неприличным жестом. При этом не имеет правового значения, соответствуют ли оскорбительные слова действительности.

Помимо изложенного, несовершеннолетние могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности за совершение противоправных действий.

Так, несовершеннолетние, достигшие 16 лет могут быть привлечены к административной ответственности, например, за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, то есть административное правонарушение, предусмотренного ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

КоАП РФ предусматривает 10 мер наказания для привлеченных к административной ответственности. Из них к несовершеннолетним могут быть применены все виды, кроме административного ареста. Однако на практике к несовершеннолетним чаще всего применяются такие виды наказания, как предупреждение и штраф.

Относительно привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, то по общему правилу, критерием для привлечения к уголовной ответственности является достижение совершеннолетия, то есть восемнадцати лет.

В то же время, исходя из положений, закрепленных в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее –УК РФ), лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, также подлежат уголовной ответственности, например, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213 УК РФ), вандализм (ст. 214 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

Вместе с тем, не достижение установленного законом возраста о привлечении к уголовной ответственности не свидетельствует о том, что противоправные действия несовершеннолетних останутся безнаказанными.

В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.   К числу таких мер принудительного воздействия законодатель относит: предупреждение; передачу под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Подводя итог данной темы необходимо резюмировать, что конфликтные ситуации в ходе образовательного процесса могут быть спровоцированы не только педагогом/иным сотрудником образовательного учреждения, но и непосредственно самими обучающимися. При этом, несовершеннолетний возраст учеников образовательных учреждений, не означает, что за свои противоправные деяния они не смогут быть привлечены к ответственности, напротив, законодатель предусмотрел  дифференцированные формы ответственности, в зависимости от поведения несовершеннолетнего, тяжести наступивших в результате его действий последствий.

Помощник прокурора                                                                              М.И. Еловикова

Советского района г. Томска   

юрист 3 класса