Особенности консультирования семьи особого ребенка в условиях инклюзивного образования

20.11.2019 г. в МАОУ СОШ №44 г. Томска состоялся семинар-практикум по теме: «Особенности консультирования семьи особого ребенка в условиях инклюзивного образования» в рамках деятельности муниципальной стажировочной площадки по транслированию значимого педагогического и управленческого опыта по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (распоряжение ДО от 20.08.2019 № 679-р «О присвоении статуса муниципальной стажировочной площадки ООУ в 2019-2020гг.» и  реализации подпрограммы «Социально-психологическая поддержка педагогов» проекта «Методическая поддержка педагогов и школьных команд во внедрении и реализации эффективных образовательных технологий» Федеральной инновационной площадки Министерства просвещения РФ.

Семинар-практикум начался с дискуссии, в ходе которой участники обсудили причины, определяющие трудности взаимодействия в системе «педагог — родитель» и наметили возможные пути решения возникающих проблем.

Ведущие мероприятия педагоги-психологи Загирная А. В. и Карнаухова Т. А. раскрыли принципы консультирования родителей особого ребенка, выделили основные направления деятельности педагога для формирования позиции сотрудничества с родителями.

Участники семинара в интерактивном режиме познакомились с психодинамической моделью поведения родителей в процессе воспитания ребенка с нарушениями развития, изучили коррекционные тактики работы с родителями на различных фазахих эмоционального состояния.

В ходе практикума педагоги отработали приемы конструктивного взаимодействия с семьей: навыки организации и ведения беседы с родителями, умение объективно описывать поведение ребенка,корректно сообщать негативную информацию о ребенке, используя принцип чередования положительного и отрицательного (прием «сэндвич»), а также речевые шаблоны, нацеливающие родителей на сотрудничество с педагогом.

Для эффективного общения с родителями педагогу необходимо владеть  навыками активного слушания, поэтому важной составляющей семинара явилась отработка данных навыков. Участники семинара изучили особенности искажения информации вследствие работы фильтров слушания таких как, установки, жизненный опыт, отвлечение в процессе слушания, уровень эмоциональной включенности в ситуацию. Педагоги освоили техники активного слушания: отражение, перефразирование, резюмирование; попрактиковались в умении задавать разные типы вопросов: закрытые и открытые вопросы.

В работе семинара-практикума приняли участие 38 человек: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя начальных классов г. Томска и Томской области, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями.  Слушатели положительно оценили содержание мероприятия и практическую значимость представленных материалов.